ТВОРЧЕСТВО

UP (Вверх)

«Цепочки познания гитары»

 

 

 

МЕНЕСТРЕЛЬ

Блики отражения

Український зошит

 

 

Времена Года

 

snysny

САМОУЧИТЕЛЬ

 

 


«Цепочки познания гитары»

Существующие школы, самоучители напоминают брошюру "Ребусы, головоломки, задачи", где забыли дать ответы на вопросы. Зачем говорить об истинах общеизвестных? Хочется ответить: а чтобы знали не только опытные, но и начинающие педагоги, и не изобретали вновь "колесо", а двигали его вперёд, начиная от непреложных истин старых мастеров, а не от хаоса новых веяний и течений, отрицающих очевидные факты развития.

Никакая специфика музыкального инструмента не может поколебать основополагающих законов исполнительства. Временные соотношения, физическая природа звука, психофизиологические возможности ученика и его интеллекта — всё это невозможно проигнорировать в процессе обучения. Начальные предпосылки освоения инструмента базируются на понимании закономерностей развития. От того, какое разумное "зерно" посеяно в сознании ученика зависит весь его творческий рост. Авторы не преследовали цели энциклопедически изложить всё многообразие форм и методов, а лишь дают рациональные направления-"цепочки познаний" в работе педагога.

Авторы выражают глубокую признательность рецензентам, поддержавшим данный труд: заслуженному артисту Украины, преподавателю ССМШ им. Н.В. Лысенко, - Полухину П.И., преподавателю музыкального училища им. Р. Глиэра Резнику И.Р.

Особо хочется поблагодарить за оказанную методическую помощь в составлении вступительной статьи и §20 "Целостное оформление" скромного и отзывчивого старшего преподавателя по классу гитары Национальной музыкальной академии Украины им.П.И. Чайковского Михайленко Н.П., члена Союза Художников Украины, Участника Всеукраинских выставок в Польше, Канаде, США, Франции на Филиппинах, — Скубиру В.А., который представил свои работы для оформления данного труда, помог в оформлении обложки и выполнил иллюстрации-рисунки, литературного редактора Анисимова А.Д., а также многих других людей, ревностно относящихся к развитию гитарного искусства на Украине.

 В книгу «Цепочки познания гитары» выборочно вошли произведения из следующих циклов: 

I.                    «Детская тетрадь» — небольшие программные этюды рассчитанные на начальный период обучения. Посвящение гитаристам, осваивающим этот удивительный и во многом не изведанный инструмент.

  1. Одночастная форма

  2. Грустное настроение

  3. Крыжачок (белорусский танец из детской сюиты «Барвинок»)

  4. Танец осенних листьев

  5. Трилогия «Один день марта» — Капель, Прощание со снежной горкой, Вечерок

  6. Туман над горами

  7. Песня без слов

  8. Тарантелла

  9. Этюд-картина «Клен ты мой опавший»

  10. [Мф. 6, 9-13]

  11. Испанский эскиз (рондо)

  12. Сюита «Гадкий утенок»: I. Рождение. II. Птичий двор. III. Скитания. IV. Лебеди.

            Гитана (оригинал, ноты)


II.                 Программные «Этюды-блики» — миниатюры направленные на освоение штрихов и приемов гитарной техники

  1. Терции и сексты (3)

  2. Сексты и октавы

  3. Лабиринт

  4. Колокольчики

  5. Романсовый Блик

  6. Мальчуган

  7. Нисходящие лиги…

  8. Лиги на приготовленный палец

  9. Музыкальная шкатулка (игра только левой рукой)

  10. Восходящие лиги

  11. Восходящие и нисходящие лиги

  12. Тупые иглы судьбы (сжатые позиции и нестандартные размеры)

III.               Четырнадцать маленьких прелюдий — красочные картинки, направленные на развитие образно-художественного мышления.

  1. Сказочная трилогия: I. Гном. II. Путешествие в параллель. III. Восточная.

  2. Первый дождь

  3. Утро

  4. Осенний лист

  5. Иллюзия

  6. Элегия волны

  7. В старинном стиле

  8. Тринадцать

  9. Рассвет

  10. Экзамен

  11. Ноябрь 1995

  12. Воспоминания о И. С. Бахе


IV.              Шесть прогрессивных этюдов — эффектные концертные произведения, построенные на основе полученных ранее, удобных приемах звукоизвлечения.

  1. Этюд I — Восходящие лиги гитарной фактуры

  2. Этюд II — Арпеджио с хроматизмами

  3. Этюд III — «Метель»

  4. Этюд IV — полезен для любителей держать гитару на правой ноге

  5. Этюд V — октавные удвоения и взаимосвязь их с различными фактурными фигурациями

  6. Этюд VI — «Скорей бы наступило утро» (хроматизмы нижнего голоса)


V.                 «Полифоническая тетрадь» — двадцать четыре миниатюрные зарисовки во всех тональностях раскрывающие непознанные гитарные возможности. Тональности с большим количеством ключевых знаков и минимальным использованием приема баре.
 
VI.              Фрагменты гитарного клавира «Украинская тетрадь» представляющая собой целостную музыкальную картину из 18 номеров.

Рецензии на книгу "Цепочки познания гитары":

И. Р. Резник

П. И. Полухин

Н. П. Михайленко


МЕНЕСТРЕЛЬ

В период с 1994 по 2003 гг. — создавался цикл «Менестрель». Он вобрал в себя свыше сотни вокальных и инструментальный произведений различных эпох развития гитарного сопровождения в жанре песни-романса. Переосмысленные и адаптированные к современным условиям обработки и аранжировки, написанные для различных ансамблевых сочетаний: дуэты гитар, гитары и голоса, гитары и скрипки, и. т. д. Все это позволяет исполнителю не только бережно относиться к культурным достижениям прошлого, разбираться в современных процессах развития музыки, но и понимать, что будущее строится на лучших образцах создаваемых тысячами самоотверженных культурных людей берегущих традиции своих предшественников.

«Менестрель» — том I. Киев-1999

Инструментальные произведения

     
  1. И. С. Бах — Ш. Гуно — прелюдия (BWV-846a), Ave, Maria, переложение для гитары и солирующего инструмента — В. Вовк

  2. М. Каркасси — В. Вовк — Этюд (Op. 60, №3) — «Утро»

  3. И. С. Бах — В. Вовк — прелюдия (BWV-999)

  4. М. Каркасси — В. Вовк — Этюд (№7) — «Тремоло»

  5. М. Джулиани — В. Вовк — Этюд (Op. 100, №13) — «Вальс»

  6. М. Джулиани — В. Вовк — Этюд (Op. 48, №5) — «Ручеек»

  7. Э. Вила-Лобос — В. Вовк — Бразильский танец «Шоро»

  8. Х. Кордосомилонга (24 Piezas Sudamericanas, №24)

  9. Ф. Шуберт — Ave, Maria

  10. В. Вовк — Эскиз №1

Старинные и современные романсы в обработке Виктора Вовка

«Менестрель» — том II. Киев-2001

  1. Не пробуждай воспоминаний — П. Булахов

  2. Обойми, поцелуй — М. Балакирев

  3. Не отходи от меня — А. Варламов

  4. Chi-Mai, из к-ма «Профессионал» — Э. Мариконе

  5. Каким ты был — И. Дунаевский

  6. Я встретил Вас — Аноним

  7. Я вся горю — И. Дунаевский

  8. Не искушай — М. Глинка

  9. Я так любила Вас — Неизвестный автор

  10. Локон — В. Сидоров

  11. Мы странно встретились —  Неизвестный автор

  12. О, не молчи — С. Деметер

  13. Не говори мне этих слов небрежных — Б. Фомин

  14. Я люблю Вас так безумно — И. Пугачев

  15. Мелонга — Х. Кордосо — В. Вовк

  16. Муза — стихи А. Блока, муз. А. Яшин — В. Вовк

  17. Мне грустно — А. Доргомыжский

  18. Колечко — С. Франк

  19. Руки — И. Жак

  20. Романс о романсе — А. Петров

  21. И много женщин и вина (пой цыгане) — Неизвестный автор

«Менестрель» — том III. Киев-2002

  1. Август — муз. Я. Френкель, слова И. Гоффа

  2. Амулет — муз. А. Лунева, слова Л. Козлова

  3. Былое увлечение — муз. и слова О. Строк

  4. Давай простимся — муз. и слова П. Лещенко

  5. Напрасные слова — муз. Д. Тухманова, слова Л. Рубальской

  6. О любви и дружбе — муз. А. Туркегеля, слова И. Аркадьева

  7. Письмо — муз. Я. Раффина, слова М. Карелиной

  8. Слушайте, если хотите — старинный русский романс

  9. Испанская песня — муз. Б. Ривчуна, слова О. Фадеева

  10. Венгерская песня — муз. Аноним, слова Бернадского

  11. Мы вышли в сад — муз. М. Толстого, слова А. Толстой

  12. Что мне горе — муз. Е. Розенфельда, слова Н. Венгерского

  13. Когда-то в юности — муз. Б. Фомина, слова П. Германа

  14. Нет, не тебя так пылко я люблю — муз. А. Шишкина, слова М. Лермонтова

  15. Блик — отражения №1 «Распалась музыка на звуки» — муз. В. Вовк, слова Н. Курбатовой

  16. Блик — отражения №2 «Сушите весла мотыльки» — муз. В. Вовк, слова Н. Курбатовой

  17. Какая ночь была вчера — муз. Г. Курбатовой, слова Н. Курбатовой

  18. И млечный путь — муз. и слова Иеромонаха Романа


Блики отражения

Альбом-синтез рисунка, поэзии и музыки — Киев-2002

Блик 1 — Ты не записывай стихи…

Блик 2 — Горбатый мальчик в дудку дует…

Блик 3 — Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…

Блик 4 — Распалась музыка на звуки…

Блик 5 — Молчать, молчать. Нельзя кричать…

Блик 6 — Сушите весла мотыльки…

Блик 7 — Я в свой город вернусь…

Блик 8 — Эй, кто там в темноте?...

Блик 8 — Не двойник, не посредник, не слепок…

Блик 10 — За то, что очень сердцу больно…

Блик 11 — Когда-нибудь, когда я возвращусь…

 

 От автора

Блики отражения — музыкальные произведения, не относящиеся к таким широко известным жанрам, как песня или романс. Они представляют собой синтез стихов, музыки и театральности. Поэзия Надежды Курбатовой (2.02.1972 — 7.01.1999) отразилась в гитарном звучании и обрела свою самостоятельную форму, а ее сочетание с живописью и графикой Нади представляет собой уникальное целостное произведение, заключенное в этом альбоме. Поэты-мыслители, они были и будут во все времена зеркалами своего времени. В их творчестве, как в капле воды, отражены реальные события, боль, сопереживания и стремление предостеречь от грядущих бед.

Надя Курбатова — «Не двойник, не посредник, не слепок…», она такой же реальный человек, как мы с вами, только с обостренным чувством восприятия, грань многоликого мира с отраженной болью за все происходящее. Крик с зажатыми устами, колокол, звонящий под водой… И многое, многое другое, что обремененные суетными заботами люди не замечают, либо о чем предпочитают не говорить,  не видеть и не слышать «Иль веру заменил на сытость и покой. Кто знает?».

Хочется не согласится со словами автора стихов: «Я в свой город вернусь, что под светлым крестом…». Никуда она не уходила и не может уйти. Она здесь, среди нас, продолжает свой путь, в песнях и стихах своих живет НАДЕЖДА.


Український зошит

Довгостроковий проект терміном виконання березень 2004 р.

Віктор Вовк

Присвячую Т.Г. Шевченко до 190-річчя з дня народження.

Український зошит

1.            Ще не вмерла Україна - Симфонічний оркестр, балет, хор.

2.            Веснянка - Симфонічний оркестр.

3.            Дивлюсь я на небо - голос (бас)

4.            Взяв би я бандуру - голос (баритон)

5.            Чого сидиш коло мене - Симфонічний оркестр

6.            Ой чий то кінь стоїть - голос (альт)

7.            Дзвони дзвонять - Симфонічний оркестр

8.            Верба кучерява - Симфонічний оркестр, поезія Т.Г. Шевченка.

9.            По діброві вітер виє - голос (баритон)

10.        Де ти бродиш моя доля- голос (сопрано)

11.        Садок вишневий коло хати - голос ( дует сопрано, баритон)

12.        Благослови мати - Симфонічний оркестр

13.        Зажурився бурлачина - Симфонічний оркестр

14.        Скажи мені правду - голос (сопрано).

15.        Бандуристе орле сизий - голос (баритон).

16.        Думи мої, думи мої - голос (бас).

17.        Заповіт - квартет ( сопрано, альт, баритон, бас).

18.        На високій дуже кручі - Симфонічний оркестр та хор.

Склад виконавців: симфонічний оркестр, хор, балет, чотири солісти ( сопрано, альт, баритон, бас) гітара, ведучий.

Мета проекту - популяризація класики української музичної культури.

Здійснення проекту передбачає виконання творів на сцені та запис на компакт диск з метою тиражування.

Издан г. Киев 1998 г.

Не реализован! 

Смотреть в увеличенииСмотреть в увеличенииСмотреть в увеличенииСмотреть в увеличенииСмотреть в увеличенииСмотреть в увеличении

 


Времена Года

Смотреть в увеличенииСмотреть в увеличении

В. Вовк "Пори року" симфонічний цикл.

  • Січень - сяйво яскравої зірки.

  • Лютий - холодний лютий 96.

  • Березень - примхливий кіт.

  • Квітень — розшарпана тінь літа.

  • Травень — мить зародження земного раю.

  • Червень — жадоба дощу.

  • Липень — наступають жнива.

  • Серпень - акорд останній, прощавай...

  • Вересень — стигле гроно...

  • Жовтень -мить рівноваги...

  • Листопад - сутінки.

  • Грудень - в царствіє своє увійшла зима...

Аранжування для оркестру Юрій Різоль

 

Рецензии на цикл "Времена года":

В. Сиренко - главный дирижер Национального симфонического оркестра Украины.


САМОУЧИТЕЛЬ

На протяжении более чем тридцатилетней педагогической деятельности не прекращается работа над усовершенствованием методики преподавания. Понимаю всю ответственность начального этапа обучения как основу, фундамента будущей личности в частности и развития и гитарного искусства в целом, — многие методические пособия в лучшем случае, о ключевых проблемах мило умалчивают, в худшем предоставляют ложные не проверенные пути, приводящие к тупиковым ситуациям порождающим нежелание дальнейшего развития. Учитывая все эти и другие факты мною был задуман Самоучитель игры на шестиструнной гитаре в пяти частях: первая часть тиражом в пятьдесят экземпляров появилась в 2001 году и уже прошла апробацию. В 2003 году была переиздана, дополнена и подарена библиотекам ДМШ г. Киева.

Выписка из заключения Самоучитель Часть I, стр. 105

…Данная работа является  первой частью задуманного труда. В этой части познакомились с тональностью A moll.

Вторая часть — познакомит вас с E moll. Продолжая усвоение гармонии, мы естественным путем перейдем к собственным сочинениям.

Третья часть «Полифоническая гитара» рассматривает специфические возможности во всех двадцати четырех тональностях.

Четвертая часть — «Гитара в вариационной форме это русские и украинские народные песни, переосмысленные композиторами разных эпох»

Пятая часть — «Гитара — симфонический оркестр в миниатюре». В этой части самоучителя мы познакомимся с крупными музыкальными формами: Сюита, Рондо, Соната, Концерт. В нотном приложении будет напечатан гитарный клавир симфонического цикла «Времена года»…

Скачать

«Самоучитель» часть 1

«Самоучитель» часть 2
«Самоучитель» часть 3
«Самоучитель» часть 4
«Самоучитель» часть 5

Всем тем, кто оставит о себе данные и пожелания на e-mail vnvovk@ukr.net автор будет благодарен!

snybig

содержание книги смотрите в «Самоучителе» часть III, IV, V

 


Новый Проект

«Близкие души»

1. Бойко-я Соната №1 в 3х частях

2. Сорс-и-я Сюита-фантазия в 4х частях

3. Джулиан-и-я Сюита-фантазия в 4х частях

4. Кост-и-я Сюита... (в работе)

 

По замыслу автора входязие в этот проект произведения проходят 2 этапа:

І - произведения пишутся с учетом специфических особенностей конкретного исполнителя, с учетом его пожеланий и замечаний относительно нотного текста. Обязательным условием является исполнение данного произведения на сцене и запись его в аудио формате.

ІІ этап - создание партитуры для камерного состава симфонического оркестра - концерта для гитары с оркестром, основой которого становится подготовительный первый этап.

Этот проект не является чем-то особенным и новаторским. Во все времена композиторы создавали свои произведения крупной формы устремляя свою творческую энергию на конкретных исполнителей. Создание оперы требовало выдающихся вокалистов, а концерта - виртуоза исполнителя.

Краткие исторические данные легли в основу проекта:

слом эпох отраженный в музыке

 

Моцарт В. А. (1756-1791)

 

Наполеон І Бонапарт (1769-1821)

Французкий император (1804-1814 г.г.). В ноябре 1799 совершил государственный переворот(18 брюмера).

Брюмер - от французкого "Туман" - 2ой месяц (22-23 октября - 20-21 ноября).

 

Бетховен Л. В. (1770-1827)

 

Исторический наполеоновский клин, разделяющий музыку Моцарта и Бетховена, проходит сквозь живое тело человеческого сообщества затрагивая все жизнено важные органы и музыку в том числе.

 

Создание гитарной классической школы:

Годы жизни годы творчества

1. Карулли Фернандо 1770-1841

2. Сорс Фернандо 1778-1839

3. Джулиани Мауро 1781-1829

4. Диабелли Антон 1787-1858

5. Агуадо Дионисио 1784-1849

6. Каркасси Маттео 1792-1853

7. Кост Наполеон 1806-1888

 

Вглядываясь в расплывчатые очертания французкого брюмера, который в 1917 покроет своим саваном, не только Россию, но и весь оставшийся мир. По скудным сведениям имеющимся у нас постараемся разглядеть исторические личности исскуств (скульпторов, живописцев, поетов, композиторов и т.д.), чтобы наполнить содержанием исполяемые произведения великих людей той эпохи. Актуальность такого творческого подхода к музыке как никогда важна в наше время.

 

Смотреть в увеличенииСмотреть в увеличенииСмотреть в увеличенииСмотреть в увеличении

Смотреть в увеличенииСмотреть в увеличении

Смотреть в увеличенииСмотреть в увеличении

Смотреть в увеличении

Смотреть в увеличенииСмотреть в увеличении

Смотреть в увеличенииСмотреть в увеличении

Смотреть в увеличенииСмотреть в увеличении

Смотреть в увеличенииСмотреть в увеличенииСмотреть в увеличении

Hosted by uCoz